вторник, 24 августа 2010 г.

readmefirst!.txt

Том Престон-Вернер полушутя предложил новую "методику" разработки программ - Readme Driven Development. Суть в том, чтобы самой первой вещью в создании проекта было написание Readme как будто бы продукт уже готов. Идея само собой неприменима в крупных компаниях, прочно завязанных на свои методологии, но в microISV-бизнесе вполне может найти свое место. Не как замена чему-нибудь, само собой, а как дополнение. Большинство шароварщиков вообще не пытаются что-то записать на бумаге, сразу бросаются в программирование. Психология у нас такая. Конечно, не стоит писать многотомные постановки/исследования, но простое изложение идеи на бумаге уже может показать ее слабые стороны или вовсе полную несостоятельность. Readme показывает продукт с точки зрения конечного пользователя, и это основное его достоинство. И самое главное - еще до того, как вы начали что-то программировать, у вас будет закончен небольшой кусок проекта, что неплохо мотивирует.

http://tom.preston-werner.com/2010/08/23/readme-driven-development.html

Почему могут упасть продажи

Наши англоговорящие товарищи к вопросам о падении продаж относятся с еще бОльшим сарказмом, чем принято у нас :)

http://discuss.joelonsoftware.com/default.asp?biz.5.828732.9

Действительно, прежде чем вопрошать на форумах о том, не начался ли какой-нибудь всеобщий продажный кризис или большие праздники в США, стоит быстренько пробежаться по чеклисту возможных проблем.

1. Проверьте источники траффика.

Если Вашим единственным источником денежного траффика является Гугл, то нужно постоянно быть на стороже. Сайт может вылететь с первой страницы по множеству причин, и это перекроет кислород моментально.

Что делать. Если полагаетесь только на Гугл - будьте спецом в SEO, мониторьте позиции, отслеживайте тренды, работайте с натуральными ссылками. А еще лучше не держать все яйца в одной корзине и иметь несколько хорошо работающих маркетинговых каналов - Adwords, реклама на тематических форумах и блогах, статьи в журналах с CD-приложениями, сеть аффилятов и т.д.

2. Кряки и серийники в сети

Появление кряка, кейгена или серийника может крайне отрицательно сказаться на продажах, особенно в домашнем секторе. От этого никто не застрахован, сломать можно любую защиту, а если сломать не получится - просто скардить ключ.

Что делать. Отслеживайте появление ломалок хотя бы раз в пару недель, оперативно баньте ушедшие налево ключи, часто делайте новые билды, чтобы отрезать старые кряки. Если же появится кейген, то пространства для маневра почти не останется. Но расстраиваться сильно не стоит. Если программа хороша, то благодаря пиратам очень быстро станет популярной.

3. Плохие отзывы на популярных сайтах

Хотя и случается такое достаточно редко, навредить может сильнее кулхацкеров. Представьте, что Вы разозлили редакторов Techcrunch настолько, что те наваяли гневно-негативный обзор, который скорее всего в выдаче будет стоять сразу за сайтом Вашей программы. Жить ей останется совсем недолго.

Что делать. С прессой работать лучше с самого начала. Подготовить пресс-кит. Умасливать редакторов всеми возможными способами, вплоть до почтовых открыток "Из России с любовью", футболок/кепок/чашек и прочей атрибутики на каждый праздник.

4. Ошибка, появляющаяся на ранних стадиях использования

Например, если ошибка в инсталляторе (программа банально не ставится) или в одном из сценариев использования, c которым пользователь столкнется в первые дни после установки. После этого программа скорее всего будет удалена и покупки ждать не стоит.

Что делать. Тестировать, тестировать, тестировать.

5. Реакция антивирусов

Может так случится, что в Вашей программе встретится сигнатура вируса, имеющаяся в базе антивируса, или её поведение покажется антивирусу/антихакеру "подозрительным". Неискушенный пользователь в такой ситуации отдаст предпочтение мнению антивируса и снесёт программу.

Что делать. Регулярно проверяться на virustotal.com и в случае обнаружения вируса долбить поддержку соответствующих антивирусов. Избегать сомнительных операций, вроде скрытой отправки данных на сервер.

6. Плохой английский

Плохой английский сразу отпугнёт всех тех, для кого он родной. Сами-то небось не особо церемонитесь с сайтами на кривом русском? То-то и оно. С теми, для кого английский - не первый язык, несколько проще, они более снисходительны к ошибкам, а то и вовсе их не замечают.

Что делать. Заказывать тексты профессионалам, или как минимум заказывать пруфридинг у нативов.

пятница, 20 августа 2010 г.

Как заработать на freeware

В популярных тематических сообществах часто возникают вопросы о том, каким образом можно заработать на freeware продукте. В этом посте я собрал несколько наиболее популярных способов заработка на бесплатных продуктах, но вы должны помнить - если Ваш продукт никому не нужен, то заработать на нем не получится ни при каком варианте распространения.

1. Контекстная реклама на страницах сайта

Наиболее очевидный способ монетизации. Им пользовались, например, в NullSoft в годы пика популярности WinAMP и зарабатывали, по слухам, до 60 000 долларов в день. Правда, Adsense тогда еще не было :) Однако большинство разработчиков совершает ошибку, полагая, что достаточно повесить блоки Adsense на четырехстраничный сайт и почивать на лаврах. Ничего подобного. Программа - это всего лишь фронт-енд, побуждающий пользователя заходить на сайт вновь и вновь. В случае с WinAMP таким побуждающим механизмом были скины и плагины, каталог которых был на сайте, а окно настроек WinAMP ненавязчиво предлагало сходить посмотреть что там есть интересного на сайте в этом плане, так как стандартный интерфейс был просто ужасен.

Повторить успех WinAMP не так уж и сложно. Главное при разработке держать в голове цель - программа должна звать на сайт.

2. Партнерские программы

В чём-то этот метод монетизации похож на предыдущий. Вместо блоков контекстной рекламы Вы можете обвесить страницы баннерами пертнерок и тогда это вообще будет одно и то же.
НО. В отличие от контекста, баннеры и реферральные ссылки парнтерок можно встроить прямо в программу. Тогда Вам не нужно будет ломать голову, придумывая механизм завлечения пользователей на свой сайт.
Однако подумать всё равно придется. Как минимум, партнерка должна подходить тематикой к вашей программе, иначе по ссылкам все равно никто ходить не будет. Либо программу можно изначально писать под партнерку.

Например, Вы можете сделать удобную офлайновую БД по фильмам и сдружиться с кино-партнерками. Когда пользователь просматривает карточку фильма, рядом с описанием есть кнопка "Скачать и посмотреть" и поля для ввода кода, полученного по SMS. Пользователь вводит код, жмёт "скачать" и фильм скачивается. Быстро, удобно, для тех, кому лень возиться с торрентами.

В принципе, к этому же пункту можно отнести встраивание в инсталлятор тулбаров, авторы которых платят за инсталляции. Мне лично этот способ не нравится, так как у любого человека с головой вызывает негативную реакцию.

3. Custom Development

Еще один очевидный и популярный способ заработка на freeware. Пользователи (чаще всего это будут компании) могут обращаться к Вам, чтобы Вы заточили проект под их нужды.  Вот тут-то Вы и выставляете счёт за услуги. Способ является подвидом фриланса, но в данном случае Вы создаете себе постоянный источник поступления новых клиентов, что намного удобнее обивания виртуальных порогов бирж фриланса.

Однако простой домашней фриваркой тут не заработать. Продукт может и не быть чисто корпоративным, но его основной функцией должна быть помощь в зарабатывании денег. Активнее всего таким способом заработка пользуются авторы разнообразных бесплатных CMS. Пользователей привлекает богатство возможностей и бесплатность, но когда пользователю потребуется создать, скажем, связку этой CMS и склада в 1C - справится своими силами он скорее всего не сможет. Тут вам и карты в руки.

4. Брендинг

Если у Вас есть раскрученная программа с числом закачек не менее 10 000 в месяц, то весьма привлекательной становится монетизация через рекламу определенного бренда. Например, если у вас есть очень-очень популярный CD-Ejector, то Вы можете предложить за сумму с хорошим числом нолей добавить к названию программы и дизайну сайта название и логотип компании, работающей в области приводов для компов. И тогда Ваш CD-Ejector превратится в, например, Lite-On CD Ejector, а Вы превратитесь из Васи Пупкина на велосипеде в Василия Ивановича Пупкина на Лексусе.

Сценарий конечно оптимистичный, но, как говорится, нет ничего не возможного. Главное - грамотно попасть в нишу и иметь определенные навыки продажника, чтобы уговорить клиента.

5. Реклама платной полной версии

Этот способ требует меньше всего умственных вложений. Допустим, Вы только что написали мощный продукт, который Вы точно будете продавать, но вкладываться в рекламу не очень хочется. Выход есть, и достаточно простой. Все самые "вкусные" возможности продукта делаем недоступными (но видимыми, это Ваш козырь в рекламе). Рядом - пометка, что функция доступна только в платной версии. После чего выпускаем эту версию как freeware. Жажда халявы сделает остальное за Вас. Естественно, это не может быть единственный способ раскрутки, но он наглядно покажет потенциал продукта практически без вложений с Вашей стороны.

6. Платный support

Этот вариант монетизации уже вплотную подходит к обычному shareware. Разница лишь в том, что Ваша программа полностью бесплатная и не содержит никаких ограничений. Если же пользователь хочет получать техподдержку автора, то должен покупать подписку. Этот способ пока не очень распространён, но это - будущее shareware, рано или поздно он станет единственным и наиболее выгодным способом заработка на разработке программ.

Способы, которые НЕ работают:

1. Пожертвования

Надеятся на добрую волю пользователей - пустая трата времени. Естественно, какие-то поступления будут, но максимум что удастся - это окупить хостинг. Этот метод работает только для крупных опенсорсных проектов, где пожертвования вносят не пользователи, а компании.

2. Встраивание шпионских программ и прочего malware.

С виду кажется вполне финансово привлекательная перспектива, но получение дохода будет скоротечным. Поисковики начнут показывать пометку о вредоносности сайта, а антивирусы будут убивать инсталлятор еще до того, как пользователь его запустит. Да и вменяемый человек никогда не станет портить себе карму такими гадостями.

четверг, 19 августа 2010 г.

Деньги из газов

Помните была несколько лет назад, на самой заре Apple App Store раскрученная медийщиками тема про пукающее приложение для iPhone, которое принесло создателю чуть ли не миллионы. Тогда цель шумихи была простая - привлечь разработчиков перспективой быстрых и лёгких денег.

Как и водится, история снова повторила себя, в этот раз как фарс. Филип Шумейкер, директор по технологиям приложений в Apple, оказывается приторговывает в App Store программами, симулирующими моче-кало-газо-испускание под псевдонимом Grey Noodle.


Особенно смешно то, что представитель Apple говорил о Шумейкере: "его видение как разработчика очень полезно для нашей программы работы с авторами программ". Как бы, сказал больше, чем хотел :)

via Wired

вторник, 17 августа 2010 г.

Шило в заднице

Лично я считаю, что единственный верный признак, позволяющий отличить будущего успешного предпринимателя - это шило в заднице. Вот неймется человеку, постоянно нестерпимо хочется что-то создавать, улучшать, делать-делать-делать.

Серийный ваятель онлайн-стартапов Джошуа Липпинер, про которого статья в Форбс, как раз такой.  Можно ли этому научится? Вряд ли. Шило в заднице - оно либо врожденное, либо его нет вообще. Вы чувствуете его наличие в своем мягком месте? :)

5 распространенных ошибок при продажах другим разработчикам

Мой вольный перевод статьи "5 Mistakes Developers make Selling to Developers" с блога 47Hats компании Code Complete Software, специализируюшейся на девелоперских тулзах.

Разработчики - народ весьма своеобразный и некоторые проблемы организации продаж, которые не имеют особой роли при продажах обычным пользователям, становятся большой проблемой, когда вы имеете дело с другими разработчиками. Вот некоторые из этих проблем.

1. Навязчивые продажи.

Эта проблема лежит на поверхности, но многие о ней почему-то не думают. Разработчики, инженеры и все остальные с научной организацией ума испытывают отторжение к навязчивой рекламе, обещающей несбыточное. Кроме того, в наше время такое же отвращение стал вызывать и "управленческий сленг". Сколько сайтов и рекламных рассылок напичкано спортивными аналогиями, решениями несуществующих проблем и расплывчатыми формулировками в плане возврата инвестиций. На самом же деле все просто - в реальности разработчики хотят только чтобы их жизнь стала проще. Воздержитесь от громких фраз и преувеличения достоинств вашего продукта. Пишите прагматично, честно, прямо, а лучше вообще немного приуменьшить. Просите прислать отзывы, причем не только хорошие, но и негативные. Это пригодится не только для маркетинговых целей, но и для связей с клиентами.

И если вы думаете, что задача маркетолога только в том, чтобы совершить сделку, то спешу вас разочаровать. Любая программа несовершенна, и это часть работы продажника - определить в чем продукт не устраивает клиента и убедить его, что именно ваш продукт не такой отстойный как остальные. Пусть ваша программа несовершенна, но если вы будете отзывчивы и поможете пользователю во всем разобраться, то получите довольного клиента.

2. Устраните преграды

Сделайте так, чтобы оценить возможности вашего продукта было как можно проще. Устраните все препятствия. Если есть возможность показать продукт прямо в окне браузера, без установки на компьютер - сделайте это. Если у вас на сайте нужно пройти несколько страниц с регистрационной информацией, прежде чем загрузить продукт - удалите их. Сделайте получение триала как можно проще, а отправку обратной связи - совсем элементарной. Если есть способ встроить отправку сообщения разработчику прямо в продукт - сделайте это. У вас будет не очень много времени, чтобы захватить внимание пользователя, так пользуйтесь любой возможностью.

3. Вы умные, но мы умнее, покупайте скорее.

Иногда техподдержка компаний, продающих софт для разработчиков, начинает считать, что люди, обращающиеся в саппорт - так же подкованы технически как они и засыпает пользователя терминами и сложными формулировками. Следите, чтобы саппортеры отвечали понятным языком и не скатывались до формализма, и уж тем более не спорили с пользователями по техническим вопросам. Цель компании - продать продукт, а не показать какие вы умные, хотя иногда эти две цели путают между собой.

4. Будьте отзывчивы

Отгораживаться от пользователей - огромная ошибка. Представьте, что ваш проект - опенсорсный, но контрибьюторы вносят вклад не кодом, а идеями и предложениями. Собирайте их, анализируйте, задавайте уточняющие вопросы постоянно. Реализация запросов пользователей поможет продукту расти, а пользователи, чьи предложения были учтены, станут счастливыми покупателями.

5. Общайтесь вживую
Ну или почти вживую. Человека намного проще разговорить, если предложить пообщаться в скайпе. Спросите что он думает о вашей программе и что хотел бы предложить. Тогда потенциальный покупатель сразу почувствует, что его мнение ценят и он важен для вашей компании. Кроме очевидного плюса к продажам вы соберете много полезной информации.

понедельник, 16 августа 2010 г.

Как правильно проводить brainstorming

Мозговой штурм - мощное средство решения проблем, причем работает он не только для коллективов, но и для индивидуальной работы. Однако я постоянно вижу, как люди проводят его совершенно неправильно, хотя правил для брэйнсторма немного и они очень простые.

1. Мозговой штурм делится на две фазы. Первая - придумывание идей, вторая - их критика.
2. Во время первой фазы идеи только придумываются и записываются, любая критика и обдумывание запрещены.
3. Во время второй фазы каждый должен выпустить на волю своего внутреннего дикого критика, причем как следует его разозлить, чтобы он рвал и метал. Слабые идеи полностью уничтожаются на этом этапе.
4. Если все идеи были отметены, идём пить чай с печеньками, потом возвращаемся к первой фазе.

Необходимый реквизит:
- много бумаги и ручек
- чай и вкусные печеньки.

Счастливого брэйнсторминга :)

пятница, 13 августа 2010 г.

Миллион долларов от Red Gate

Есть еще целых три дня, чтобы продаться с потрохами монстрам бизнеса из Red Gate. Ребята нашли в кладовке чемодан с деньгами и теперь страждут закопать их на поле чудес купить на них качественный продукт для девелоперов.

Требования довольно жесткие:
- продукт должен быть на целен на админов БД или .net-разработчиков
- текущая конверсия должна быть не ниже 10%, либо, если продукт бесплатный, то должен иметь не менее 10 000 пользователей

Я бы сказал, что миллион за продукт, полностью удовлетворяющий их требованиям - это примерно раза в три меньше, чем он реально стоит. НО. Если вам хочется переехать на пляж с банкоматом уже сегодня, а не ждать 10 лет, то это определенно ваш шанс, дерзайте.

Свои предложения шлите Нилу Дэвидсону: neil.davidson@red-gate.com

Оригинал статьи тут:
http://blog.businessofsoftware.org/2010/08/the-second-red-gate-million-dollar-challenge.html

среда, 11 августа 2010 г.

Опыт одного вендора с Giveaway Of The Day

На форуме Business of Software один товарищ выложил довольно подробный отчет о "сотрудничестве" с Giveaway Of The Day (http://www.giveawayoftheday.com) - сайте, предлагающем бесплатные версии популярных программ в течении одного дня.

http://discuss.joelonsoftware.com/default.asp?biz.5.828226.2

Если вкратце, то:
  1. Обязательно нужно подготовить сервер к высоким нагрузкам. Толпа халявщиков завалит в два счёта.
  2. Система лицензий GOTD ломается на раз-два и ключи с открытой версией вашей программы тут же уходят на торренты. Что возможно и неплохо, если программа совсем новая :)
  3. Выложенная там программа тут же привлекает внимание хакеров, в результате чего довольно быстро будет взломана уже ваша официальная версия. 
  4. Чем активнее участвуете в разгорающемся обсуждении вашей программы, тем популярнее она будет.
  5. Обещаных GOTD денег три года ждут.

Минет за лицензию

Написала тут давеча на суппорт одна барышня из Австралии и предложила... кхм... качественный blowjob за лицензию к одной моей софтине. Потрындели по скайпу, поржали, и хоть девочка не в моём вкусе - ключ всё равно выслал. Ибо чувство юмора дороже денег :)

Теперь вот думаю - кому бы лицензию толкнуть, чтобы посуду помыли...

А вам что-нибудь необычное предлагали по бартеру за софт? :)

Купоны Godaddy

Каждый раз, как захожу на Godaddy, начинаю размышлять о том, какого хрена я до сих пор у них что-то покупаю. Этот гипернавязчивый "маркетинг" доведет до белого каления даже просветленного буддистского монаха, не то что уж меня. Однако лень переносить тучу доменов в другое место, плюс новые к ним присоединяются, и вряд ли я оттуда куда-нибудь перейду. Остается только основать что-нибудь типа Anti Bob Parsons Foundation и продать футболок и кепок на пару тыщ баксов. Для моральной компенсации.

Так о чем это я. Ах да, о скидках. Навязчивый маркетинг Godaddy включает в себя раздачу скидок направо и налево, буквально с каждым утюгом и пылесосом в коробке эти скидки идут. Лично я перед покупкой домена заглядываю вот сюда:

http://www.fatwallet.com/forums/hot-deals/725207/

Можно подобрать себе приятный купончик и сэкономить три бакса на бутылочку вкусного пива. Которое вам точно понадобится после того, как вы доберетесь до завершения платежа сквозь тонны рекламы.

вторник, 10 августа 2010 г.

Опрос от microISV Research Alliance

MicroISV Research Alliance, представляющиеся как часть Auburn University горят желанием выяснить какие задачи у шароварщиков вызывают наибольшую боль в заднице.

http://microisvresearch.org/survey/

iPod - это конечно детская замануха, а вот возможность взглянуть на результаты опроса - куда ценнее. Плюс можно разместить информацию о своем сервисе в списке участников, так что если вы продаете услуги шароварщикам - будет неплохая реклама.

Кстати, сам список вопросов можно использовать как checklist для первых двух лет существования вашего шароварного бизнеса.

пятница, 6 августа 2010 г.

Айфономика

Энди Брайс дал ссылку на статью о финансовых перспективах разработки приложения для iPhone. Если опустить скучные подробности, то получается, что в среднем за год одно продаваемое приложение приносит разработчику чуть больше трех тысяч долларов. ТРИ ТЫСЯЧИ. В ГОД. И очень многие приносят куда меньше. Так что при всей кажущейся легкости сшибания бабла на iPhone, денег особых там нет. Разве что разрабатывать фривары для рекламы брендов заказчиков. Лично мне вся эта идея с приложениями за два бакса с самого начала казалась фикцией. Не ошибся.