пятница, 20 августа 2010 г.

Как заработать на freeware

В популярных тематических сообществах часто возникают вопросы о том, каким образом можно заработать на freeware продукте. В этом посте я собрал несколько наиболее популярных способов заработка на бесплатных продуктах, но вы должны помнить - если Ваш продукт никому не нужен, то заработать на нем не получится ни при каком варианте распространения.

1. Контекстная реклама на страницах сайта

Наиболее очевидный способ монетизации. Им пользовались, например, в NullSoft в годы пика популярности WinAMP и зарабатывали, по слухам, до 60 000 долларов в день. Правда, Adsense тогда еще не было :) Однако большинство разработчиков совершает ошибку, полагая, что достаточно повесить блоки Adsense на четырехстраничный сайт и почивать на лаврах. Ничего подобного. Программа - это всего лишь фронт-енд, побуждающий пользователя заходить на сайт вновь и вновь. В случае с WinAMP таким побуждающим механизмом были скины и плагины, каталог которых был на сайте, а окно настроек WinAMP ненавязчиво предлагало сходить посмотреть что там есть интересного на сайте в этом плане, так как стандартный интерфейс был просто ужасен.

Повторить успех WinAMP не так уж и сложно. Главное при разработке держать в голове цель - программа должна звать на сайт.

2. Партнерские программы

В чём-то этот метод монетизации похож на предыдущий. Вместо блоков контекстной рекламы Вы можете обвесить страницы баннерами пертнерок и тогда это вообще будет одно и то же.
НО. В отличие от контекста, баннеры и реферральные ссылки парнтерок можно встроить прямо в программу. Тогда Вам не нужно будет ломать голову, придумывая механизм завлечения пользователей на свой сайт.
Однако подумать всё равно придется. Как минимум, партнерка должна подходить тематикой к вашей программе, иначе по ссылкам все равно никто ходить не будет. Либо программу можно изначально писать под партнерку.

Например, Вы можете сделать удобную офлайновую БД по фильмам и сдружиться с кино-партнерками. Когда пользователь просматривает карточку фильма, рядом с описанием есть кнопка "Скачать и посмотреть" и поля для ввода кода, полученного по SMS. Пользователь вводит код, жмёт "скачать" и фильм скачивается. Быстро, удобно, для тех, кому лень возиться с торрентами.

В принципе, к этому же пункту можно отнести встраивание в инсталлятор тулбаров, авторы которых платят за инсталляции. Мне лично этот способ не нравится, так как у любого человека с головой вызывает негативную реакцию.

3. Custom Development

Еще один очевидный и популярный способ заработка на freeware. Пользователи (чаще всего это будут компании) могут обращаться к Вам, чтобы Вы заточили проект под их нужды.  Вот тут-то Вы и выставляете счёт за услуги. Способ является подвидом фриланса, но в данном случае Вы создаете себе постоянный источник поступления новых клиентов, что намного удобнее обивания виртуальных порогов бирж фриланса.

Однако простой домашней фриваркой тут не заработать. Продукт может и не быть чисто корпоративным, но его основной функцией должна быть помощь в зарабатывании денег. Активнее всего таким способом заработка пользуются авторы разнообразных бесплатных CMS. Пользователей привлекает богатство возможностей и бесплатность, но когда пользователю потребуется создать, скажем, связку этой CMS и склада в 1C - справится своими силами он скорее всего не сможет. Тут вам и карты в руки.

4. Брендинг

Если у Вас есть раскрученная программа с числом закачек не менее 10 000 в месяц, то весьма привлекательной становится монетизация через рекламу определенного бренда. Например, если у вас есть очень-очень популярный CD-Ejector, то Вы можете предложить за сумму с хорошим числом нолей добавить к названию программы и дизайну сайта название и логотип компании, работающей в области приводов для компов. И тогда Ваш CD-Ejector превратится в, например, Lite-On CD Ejector, а Вы превратитесь из Васи Пупкина на велосипеде в Василия Ивановича Пупкина на Лексусе.

Сценарий конечно оптимистичный, но, как говорится, нет ничего не возможного. Главное - грамотно попасть в нишу и иметь определенные навыки продажника, чтобы уговорить клиента.

5. Реклама платной полной версии

Этот способ требует меньше всего умственных вложений. Допустим, Вы только что написали мощный продукт, который Вы точно будете продавать, но вкладываться в рекламу не очень хочется. Выход есть, и достаточно простой. Все самые "вкусные" возможности продукта делаем недоступными (но видимыми, это Ваш козырь в рекламе). Рядом - пометка, что функция доступна только в платной версии. После чего выпускаем эту версию как freeware. Жажда халявы сделает остальное за Вас. Естественно, это не может быть единственный способ раскрутки, но он наглядно покажет потенциал продукта практически без вложений с Вашей стороны.

6. Платный support

Этот вариант монетизации уже вплотную подходит к обычному shareware. Разница лишь в том, что Ваша программа полностью бесплатная и не содержит никаких ограничений. Если же пользователь хочет получать техподдержку автора, то должен покупать подписку. Этот способ пока не очень распространён, но это - будущее shareware, рано или поздно он станет единственным и наиболее выгодным способом заработка на разработке программ.

Способы, которые НЕ работают:

1. Пожертвования

Надеятся на добрую волю пользователей - пустая трата времени. Естественно, какие-то поступления будут, но максимум что удастся - это окупить хостинг. Этот метод работает только для крупных опенсорсных проектов, где пожертвования вносят не пользователи, а компании.

2. Встраивание шпионских программ и прочего malware.

С виду кажется вполне финансово привлекательная перспектива, но получение дохода будет скоротечным. Поисковики начнут показывать пометку о вредоносности сайта, а антивирусы будут убивать инсталлятор еще до того, как пользователь его запустит. Да и вменяемый человек никогда не станет портить себе карму такими гадостями.